Главная » 2014 » Апрель » 13 » Спонтанность из чулана
20:26
Спонтанность из чулана
Спонтанность из чулана

Спонтанность в современном мире находится в опале. Она, такая безобидная, приобрела новые значения - непредсказуемость, порывистость, бесконтрольность. Если раньше она обозначала внезапные, неожиданные действия и мысли, то теперь выступает в компрометирующей связке с инфантильностью и незрелостью. Чем мы за это платим?

Человек, способный на спонтанные поступки, сегодня если и не представляет для окружающих опасности, то вызывает подозрения и некоторое недоверие, а также снисходительно-покровительственное отношение. Неизвестно же, что он выкинет в следующую минуту. Между тем в нашей натуре все качества присутствуют в полной мере и представлены обоими полюсами. Если мы одобряем в себе только предсказуемость и высокий самоконтроль, а спонтанность отправляем в чулан - какую цену мы платим за этот дисбаланс?

КОШМАРНЫЕ СОЗВУЧИЯ

Спонтанность в отечественной психологии исторически выступала в двух разных ипостасях. С одной стороны, это возможность и способность действовать, исходя из внутренних побуждений, а не под действием внешних факторов. С другой стороны, это потеря способности регулировать и осознавать свое поведение. То есть спонтанность как момент свободного самовыражения (когда мы делаем то, что хотим делать) и спонтанность как бесконтрольность. Оба подхода чрезвычайно интересны, поскольку созвучны двум кошмарам нашего современника: отвержению группой и потере контроля над собой.

Быть собой и руководствоваться внутренними мотивами - опасно, поскольку такое поведение противопоставляет индивида группе. Десятилетия коммунистического строя оставили в коллективном бессознательном народа зарубку - всегда держать себя в узде и даже на собственной кухне избегать индивидуализма и политических анекдотов. В нашей стране, в этом огромном постсоветском пространстве до сих пор очень страшно говорить все, что вздумается, и делать то, что хочется. Не владеть собой - опасно, стыдно и позорно, но одновременно очень желанно, иначе зачем мы окружаем себя таким количеством инструментов потери самоконтроля? Алкоголь, наркотики, техники расширения сознания позволяют на несколько часов ослабить хватку «большого брата» в собственной голове. Мы порой готовы на что угодно, лишь бы временно потерять контроль и сопровождающее его напряжение!

КАК ВЕРНУТЬ ЧЕСТНОЕ ИМЯ

С появлением на сцене психологической практики Якоба Морено и его детища - психодрамы - спонтанность оказалась возведена на пьедестал, поскольку понималась им как одна из движущих энергий человеческого существования, да и вообще всего сущего. Морено понимал спонтанность как новую реакцию на старую ситуацию, но одновременно спонтанность была в его концепции некой огромной силой, создавшей все сущее и продолжающей поддерживать это существование. Другими словами - это основная энергия развития, существующая здесь и сейчас. В каждый конкретный момент в своем поведении мы можем быть спонтанными или же программирующими себя. Для того чтобы действовать стереотипно, игнорируя свои внутренние побуждения, мы должны подавить энергию спонтанности, спрятать ее глубже, удержаться от реализации. Легко понять, как этот процесс становится питательной средой для развития неврозов. «Быть хорошим» вместо «быть собой», «поступать как все» вместо «решиться на свой путь» и так далее. Теория Морено и его последователей не только вернула спонтанности честное имя, но и провозгласила ее в качестве цели для саморазвития (и исцеления невротика). А можно ли сознательно и целенаправленно быть спонтанным?

УДИВИ СЕБЯ

Сейчас есть несколько направлений психологической и околопсихологической практики, напрямую работающих со спонтанностью. И одновременно возвращение способности действовать спонтанно является побочным продуктом любой психотерапии.

Плейбэк-театр

В предыдущем номере журнала мы подробно рассказывали об этом новом направлении искусства, появившемся на стыке театра и психодрамы. Напомним, что здесь актеры разыгрывают на сцене историю, которую им только что рассказал зритель. Любой участник плейбэк-театра «передает права» на свою спонтанность актерам, которые раскрывают перед ним историю с разных сторон и показывают ее под новым углом. Концовка неизвестна и непредсказуема. Здесь нет репетиций и читок пьес, нет режиссера. Каждая импровизация исполняется всего один раз в присутствии автора-рассказчика. В театре есть свой ритуал. Сначала автор садится на стул и рассказывает свою историю, потом выбираются актеры из группы, вместе с ведущим и музыкантами они рассказывают историю автора. Затем автор делится своими впечатлениями и открытиями от увиденного и актеры играют завершение. За один спектакль плейбэк-театра может быть проиграно несколько историй зрителей. Ну а актеры - это обычные (не имеющие специального образования и опыта) люди, объединившиеся в постоянную группу под руководством ведущего и «сыгравшиеся» перед тем, как начать работу со зрителями.

Контактная импровизация

Это поиск вашей телесной спонтанности и живости, танец, в котором каждое движение рождается внутри и отражает содержание, а не форму. Танцоры словно «перетекают» из одного движения в другое, перекатываются друг через друга, летают, скользят, отталкиваются и притягиваются. Это танец-импровизация, в каждый текущий момент танцующий прислушивается к своему телу и телу партнера и двигается в согласии с собой, с силой тяжести, инерцией, с логикой своего и чужого действия. Исполняется соло или в дуэте.

Танец снимает напряжение, позволяет обнаружить и изменить свои телесные паттерны (привычные способы реагирования на прикосновение, например), помогает осознать собственные двигательные потребности, дает пространство для самовыражения. Удивительно, но через тело можно сделать очень многое даже при скептическом, испуганном или сопротивляющемся разуме. И один из результатов практикования контактной импровизации - это освобождение от постоянной оглядки на то, «что подумают люди».

Интуитивное рисование

Здесь вы рисуете, оставив всякий страх и ненужные сомнения в собственной изобразительной компетентности. Выплескиваете на бумагу чувства, выражаете себя. Это - способ познания себя и окружающего мира, погружение в глубины собственного бессознательного, говорящего с нами смутными образами. Главный критерий того, что все идет правильно, - удовольствие, которое рисующий испытывает от процесса. Здесь нет задачи нарисовать что-то красивое, не используются техники и приемы. Зачастую рисунок создается без кистей и карандашей, просто пальцами, погруженными в жидкую краску. Интуитивное рисование позволяет выйти за границы - хотя бы за границы листа (размашисто покрывая краской и лист, и подложку), и осознать всю их условность. Вряд ли его целью является обучение технике, композиции и сочетанию цветов. Акцент ставится на самовыражении, спонтанности, естественности, внимании к потребностям.

Спонтанность - это про детство, про свободу от чужих оценок и выражение себя всеми доступными способами. Если ваше внутреннее дитя заперто в клетке из «нельзя», «неприлично», «стыдно», «страшно», ваша жизнь, безусловно, находится под вашим строгим контролем. Но она пресна и обездвижена, потому что именно внутреннее дитя - это источник радости, сил, движения. Это наша батарейка, энергетический заряд. Своими руками перекрывать себе кислород? Нет уж, увольте.

Просмотров: 218 | Добавил: eluctocar1978 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map